Петербургские математические олимпиады - старейшие в стране. Первая городская олимпиада состоялась в Ленинграде в 1934 году. Она состояла из трех туров, первый из которых был заочным. После этого олимпиады проводились ежегодно, за исключением 1942-43 годов. Нынешняя система проведения олимпиады существует, с небольшими изменениями, с начала 60-х годов.
Порядок проведения и стиль олимпиады много раз менялся, но одно оставалось неизменным: наличие устных туров, на которых участники не записывают решения задач, а рассказывают их членам жюри. С 1961 по 2008 годы таких туров было два: городской, по результатам которого определяются победители и присуждаются дипломы, и отборочный, на котором формируется команда города на Всероссийскую (в 1967-92 годах - Всесоюзную) олимпиаду. Именно эти туры определяют "лицо" олимпиады.
История олимпиад до начала 90-х годов изложена в книге Д.В.Фомина "Санкт-Петербургские математические олимпиады" (см. список литературы). С тех пор многое изменилось. Состав жюри почти полностью обновился, причем в основном - за три года, с 1993 по 1995. Большая часть жюри конца 80-х годов уехала за границу. Уехал и Д.В.Фомин, который до 1994 года был секретарем жюри и на плечах которого, по сути, и держалась олимпиада в то время. Но из "профессиональных" олимпиадников, о которых Фомин писал в своей книге, выросло новое поколение энтузиастов, которое и продолжает теперь работу по проведению олимпиад.
Задачи олимпиады сохраняют свой традиционный стиль и тематику. Для их решения нужны не столько вычислительные навыки, сколько сообразительность и умение логически рассуждать. В последнее время требование новизны всех предлагаемых задач распространяется и на районный тур (который в результате стал более "олимпиадным"). Городская олимпиада старших классов стала, в среднем, сложнее, а отборочный тур - проще. Это связано с увеличением команды города на Всероссийской олимпиаде: теперь она состоит из 17 человек (до 1992 года - всего из трех), не считая победителей предыдущего года. Тем не менее, отбор остается более "профессиональным", чем городская олимпиада: его задачи дают большее преимущество специально подготовленным школьникам над остальными.
Олимпиада проводится для учащихся 6-11 классов. При желании, школьник может участвовать в олимпиаде более старшего класса, чем тот, в котором он учится (например, пятиклассник - за шестой класс). Основная часть олимпиады состоит из двух туров. Первый тур (районная олимпиада) - письменный. В нем могут принять участие все желающие. По его результатам определяются участники второго тура, обычно около 100 человек по каждому классу. Второй тур (городская олимпиада) - устный. Его победители награждаются дипломами, а те, кто неплохо выступил, но не дотянул до диплома - похвальными отзывами. Городская олимпиада младших (6-8) и старших (9-11) классов проходят в разные дни.
Этот тур проводится одновременно во всех районах города в один из выходных дней. Сроки проведения районного тура неоднократно менялись. Последние годы (с 2017 по 2019) он проводился в третью субботу ноября. Варианты составляются городским жюри, а организацией олимпиады занимаются работники районных методических кабинетов. В каждом районе для проведения олимпиады выделяется одна или две школы, куда и приходят в назначенное время все желающие участвовать.
В какую именно школу (в каком районе) нужно идти, зависит от места учебы, а не от места жительства. Список школ определяется за несколько недель до олимпиады. О месте проведения районной олимпиады можно узнать у своего учителя математики или в районном методическом кабинете. Для учеников некоторых специализированных школ олимпиада проводится отдельно от других школ района.
Вариант олимпиады состоит из 4-5 задач. Обычно для каждого класса составляется два варианта одинаковой сложности. Олимпиада продолжается 3 часа. За это время нужно решить как можно больше задач варианта и как можно лучше записать решения.
Работы участников проверяются городским жюри, и результаты проверки сообщаются в районные методические кабинеты. Во многих районах организуется награждение победителей олимпиады, независимо от того, прошли ли они на следующий тур.
Городское жюри после проверки работ решает, каковы критерии пропуска на городской тур. Проходной балл выбирается так, чтобы прошедших было примерно 80-100 по каждому классу. Проходной балл не зависит от района. Бывает, что некоторые районы оказываются вообще не представленными на городской олимпиаде в каких-то классах (особенно в старших, так как к этому времени многие одаренные школьники переходят в городские физико-математические школы). Приглашения на городскую олимпиаду рассылаются в школы, где учатся прошедшие участники.
Незадолго до городской олимпиады организуется апелляция (показ работ), где школьники и учителя могут ознакомиться с подробностями проверки и, возможно, попробовать убедить жюри, что какая-то работа заслуживает более высокой оценки.
Персональные приглашения на городскую олимпиаду имеют те, кто получил дипломы первой и второй степени (не путать с похвальными отзывами!) на олимпиаде прошлого года. Эти школьники приглашаются независимо от их участия в районном туре.
Жюри имеет право, но не обязано, допустить до участия в городском туре школьника, пропустившего районную олимпиаду по болезни. Для этого школьник должен прийти на апелляцию с соответствующей справкой и сообщить жюри о своем желании участвовать. При принятии решения о допуске или не допуске такого школьника на городской тур могут учитываться его результаты в предыдущие годы и другие факторы. Обращаем внимание на то, что в этом абзаце речь идет только о допуске к участию в городском туре. Участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников человека, не писавшего районный тур и не являющегося победителем или призером регионального этапа предыдущего года, невозможно.
Некоторые участники попадают на олимпиаду по специальному приглашению. Например, жюри фактически приравнивает к "уважительным причинам" пропуска районного тура участие школьника в сборах для кандидатов в команду страны на Международную олимпиаду. (У участника этих сборов может быть, например, лишь третий диплом на прошлогодней городской олимпиаде, но при этом - первый или второй на Всероссийской.) Как правило, победителей городской олимпиады 8-го, а иногда и 7-го класса, приглашают поучаствовать в олимпиаде 9-го класса того же года (которая проходит позже).
Иногда жюри соглашается пропустить некоторых школьников для участия вне конкурса. Для этого должны быть разумные основания, и разрешение на это можно получить только на апелляции. Внеконкурсных участников может быть лишь очень небольшое количество, так как на устной олимпиаде увеличение числа участников требует соответственного увеличения состава жюри.
Иногда ученики младших (6-8) классов пишут районный тур за более старший (чаще всего, 9-й) класс. Это дает им возможность, в случае успешного написания районного тура, пройти на региональный этап Всероссийской олимпиады (он проводится только начиная с 9 класса), а также на городскую олимпиаду 9-го класса (как уже упоминалось выше, она проводится в разные дни с городской 6-8). Начиная с осени 2022 года, участник районной олимпиады 9 класса, обучающийся в более младшем классе, приглашается на городскую олимпиаду соответствующего класса (6, 7 или 8) в случае, если по результатам районного тура он прошел на региональный этап по 9 классу. Здесь важно понимать, что проходной балл на региональный этап как правило выше, чем на городской тур. Если ученик более младшего класса наберет на районном туре за 9-й класс проходной балл для участия в городской олимпиаде, но не доберет баллов для прохода на региональный этап, то в этом случае он сможет участвовать в городской олимпиаде только за 9-й класс, но не за тот класс, в котором он учится! (Чаще всего, районный тур 9 класса пишут те, у кого уже есть персональное приглашение на городскую по своему классу. Такие участники, разумеется, в любом случае смогут участвовать в городской олимпиаде своего класса. Но тем ученикам младших классов, кто не имеет персонального приглашения, но все равно хочет писать районный тур за 9 класс, следует понимать описанную выше особенность правил.)
Городская олимпиада младших (6-8) классов проходит на математическом факультете Педагогического университета, старших (9-11) - на математико-механическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Обычно олимпиада для младших классов проводится на одну-две недели раньше, чем для старших, но бывает и наоборот.
Олимпиада организована по традиционной системе "довывод-вывод". Вариант состоит из 6-7 задач, но в начале олимпиады выдаются лишь первые четыре, называемые довыводными. Те, кто решил определенное количество (обычно три) из них, получают полный список задач и дополнительный час времени. Кроме того, эти участники выводятся, то есть переводятся, в другую аудиторию.
Таким образом, для некоторых участников олимпиада продолжается на час дольше, чем для других. В шестом классе участникам дается 2.5 часа (3.5 часа для прошедших в вывод), в остальных классах - 3 часа (4 часа для прошедших в вывод).
Городская олимпиада - устная. Решив задачу (или несколько задач), школьник вызывается отвечать и рассказывает решение одному из членов жюри. Тот ищет ошибки и, если какие-то места в решении требуют более подробного объяснения, задает соответствующие вопросы. Отвечающий может исправлять и дополнять решение "на ходу", но если он не может сделать этого достаточно быстро (например, думает больше минуты), то засчитывается неверный подход. Всего участник может сделать не больше трех подходов по каждой задаче. Если он не смог рассказать решение за три попытки, то он лишается права отвечать эту задачу. При подведении итогов количество неверных подходов не учитывается.
Если принимающий счел решение правильным, то оно засчитывается и школьник возвращается на место решать другие задачи. Однако, "подозрительные" решения перепроверяются жюри, и бывает (впрочем, не часто), что обнаруживается хитрая ошибка, не найденная во время ответа. Если олимпиада еще не закончилась, то школьнику сообщают об ошибке и предлагают исправить или дополнить решение, а запись о его ответе аннулируется. После конца олимпиады изменения в протоколе уже невозможны, даже если выяснилось, что кто-то рассказал неверное решение.
При подведении итогов учитывается только количество задач, решенных каждым участником. Неполные решения, полезные соображения и тому подобное на результат не влияют. В исключительных случаях жюри решает поощрить участника, решившего особо сложную задачу, и присуждает ему более высокую награду.
По итогам олимпиады жюри награждает лучших участников дипломами первой, второй и третьей степени, а также похвальными отзывами первой и второй степени.
Проводился для отбора команды (а в последние годы — кандидатов в команду) Санкт-Петербурга на Всероссийскую олимпиаду по математике. Правила отбора команды неоднократно менялись, однако на протяжении многих лет формат отборочного тура оставался неизменным. Это была устная олимпиада, продолжавшаяся 5 часов, на которой участникам как правило предалгалось 8 задач. Разделения на довывод и вывод не было — все задачи выдавались сразу. В остальном правила были такие же, как на городской олимпиаде.
В 2009 году, в связи с вступлением в силу нового положения о всероссийской олимпиаде школьников, отборочный тур был отменен. По новому положению правила отбора на Всероссийскую олимпиаду претерпели значительные изменения: отбор производится по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады, который проводится по единым для всех регионам вариантам, составленным методической комиссией жюри Всероссийской олимпиады. В 2009-10 годах отбор на региональный этап осуществлялся по итогам городской олимпиады, а с 2011 года — по итогам районной.
В подготовке и проведении олимпиады принимают участие несколько огранизаций. Это Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, Центр олимпиад Санкт-Петербурга, Российский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Петербургское отделение Математического института РАН.
Организационной и финансовой стороной дела занимается оргкомитет предметных олимпиад. Оргкомитетом олимпиады по математике руководит М.Я.Пратусевич. Непосредственно организацией туров занимаются работники районных методических кабинетов и преподаватели РГПУ.
Составлением вариантов, проверкой работ и проведением устных туров занимается жюри олимпиады. Председателем жюри является Ю.В.Матиясевич, секретарем - К.П.Кохась. Составление и проверка осуществляется небольшой группой постоянных членов жюри. На время проведения устных туров жюри включает в свой состав большое количество добровольных помощников: студентов, учителей, преподавателей вузов.
Д.В.Фомин, Санкт-Петербургские математические
олимпиады, СПб.: Политехника, 1994.
Книга содержит задачи городских и отборочных туров Ленинградских и
Санкт-Петербургских олимпиад с 1961 по 1993 год.
К большинству задач приведены ответы, указания или решения.
Имеется большая вводная статья об олимпиаде и исторический очерк.
С.Л.Берлов, С.В.Иванов, К.П.Кохась,
Петербургские математические олимпиады,
СПб.: Изд-во "Лань", 1998.
Приведены задачи (с полными решениями) всех трех туров
олимпиад с 1994 по 1998 год, а также олимпиад ФМЛ-239 за тот же период.
В дополнении содержится справочная информация
и две исследовательские задачи.
С.Л.Берлов, С.В.Иванов, К.П.Кохась,
Петербургские математические олимпиады (второе издание),
СПб.: Изд-во "Лань", 2003.
Во втором издании добавлены задачи олимпиады 1999 года,
несколько новых исследовательских задач, и другая дополнительная информация.
Вы можете скачать оглавление второго издания.
Д.В.Фомин, К.П.Кохась,
Ленинградские математические олимпиады, М.: МЦНМО, 2022.
Книга содержит задачи городских и отборочных туров Ленинградских математических олимпиад с 1961 по 1991 год. Ко всем задачам приведены ответы, указания или решения. Имеется большая вводная статья об олимпиаде и (сильно переработанный) исторический очерк.
К.П.Кохась, Д.В.Фомин,
Санкт-Петербургские математические олимпиады. 1992-2008, М.: МЦНМО, 2023.
Книга содержит задачи городских и отборочных туров Санкт-Петербургских математических олимпиад с 1992 по 2008 год. Ко всем задачам приведены ответы, указания или решения. Имеется вводная статья о Санкт-Петербургских олимпиадах вместе с кратким историческим очерком.
К.П.Кохась, Д.В.Фомин,
Санкт-Петербургские математические олимпиады. 2009-2021, М.: МЦНМО, 2024.
Книга содержит задачи городских и отборочных туров Санкт-Петербургских математических олимпиад с 2009 по 2021 год. Ко всем задачам приведены ответы, указания или решения. Имеется вводная статья о Санкт-Петербургских олимпиадах вместе с историческим очерком, рассказывающим о самых первых городских олимпиадах школьников, об их логистике, организаторах и победителях.
Ежегодно оргкомитетом олимпиады и Государственным университетом издается сборник задач прошедшей олимпиады. Составители (начиная с середины 80-х годов): О.А.Иванов, А.С.Меркурьев, Н.Ю.Нецветаев, Д.В.Фомин, В.В.Макеев, К.П.Кохась, С.Л.Берлов, С.В.Иванов, Р.А.Семизаров, Д.В.Карпов, А.И.Храбров.
Материалы о петербургских олимпиадах периодически публикуются в журналах "Квант" и "Математика в школе".
Авторы текста: С.В.Иванов (2000), А.В.Пастор (изменения и дополнения, 2002-2024).